148355_original.jpg





Человечество как биологический вид в настоящее время находится у черты
серьезных катаклизмов и генетического расщепления. По некоторым оценкам,
около 93 % представителей данного вида приспособится к дальнейшей жизни
на этой планете, превратившись в смиренных, удовлетворенных, пассивных
людей-роботов, управляемых при помощи централизованных средств массовой информации.
Тим Лири



   Сегодняшняя статья будет для меня особой. Как ни странно, именно она должна бы, по логике, смягчить удар после вышедшего за рамки всех пределов Бродского, но сил останавливаться у меня сейчас просто нет, потому мы движемся только вперёд и расшибаем лоб, подставляя ему самые гротескные стороны наших персонажей.

  Сейчас мы с вами будем говорить о вещах, которые даже в наши, казалось бы более чем прогрессивные дни, несведующему человеку кажутся лишь далёким отблеском приближающегося прогресса. И сто раз правы те, кто свяжет в одну нитку нашу сегодняшнюю героиню и теории гениального доктора Лири, уверявшего, что человечество - это незавершённый вид. И всем тем любопытствующим, что привыкли залезать в омут каждой новой жизни даже не представляя что ждёт их дальше, я готов предложить увлекательное путешествие по фантасмагорической и гротескной норе белого кролика, образы которой несомненно архетипичны в своём начале. И нора эта, как символ уходящей в даль неизвестности, ведущей своё начало от клубка несомненно женской животворной силы, так же глубока и пуста, как бездна паттернов и сигналов, располагающаяся перед нашими глазами. Каждую минуту, каждую секунду, всё что мы видим, чувствуем и слышим перерабатывается сложнейшим головным компьютером, встроенным в мозг каждого из нас и транслируется на полотна наших глаз, как на экран в кинотеатре. Мы с вами - люди - не те, кто видит СВОИМИ глазами. Мы - зрители, обречённые сидеть в зале, в который транслируется, как правило, неконтролируемый поток видеоинформации. И когда мы дремлем за просмотром скучных надоевших картин, наш интерес пропадает, а сон наваливается сверху, даруя вечную безмятежную вселенскую дрёму.

  Всё что мы видим - иллюзия, всё что мы можем создать - копии копий, все наши желания ограничены пределами фантазий. Именно поэтому любой мудрец кажется нам перешагнувшим бездну смерти. Будет справедливо заметить, что он таковым и является - просто его и наша границы смерти находятся на разном расстоянии от пропасти. И тот, кто по нашему мнению уже был ТАМ, обязан вернуться опалённым, с выжженым взглядом и несомненно открытым третьим глазом. Перед нами сегодня образ, созданный самым странным из земных творцов - коллективным человеческим воображением. Суперсознанием, которое захотело верить в то, что представило себе само - неслыханное по своей наглости и уникальности заявление, которое способно при его более детальном рассмотрении перевернуть нашу точку зрения на вещи с ног на голову. Но переворачивать сегодня мне ничего не хотелось бы. Ведь согласитесь, каждому проще жить в его личных заблуждениях - никто не любит когда именно его букет шизофренических ярко-кислотных шариков разлетается по небесам возможностей уже даже без туманной перспективы быть собранным. Мику Хацунэ в "Лабиринтах".


 
 
  С чего начинается иллюзия? И многие из вас, те, кто хочет биографического описания, аналитики и прочих летописных радостей, снова будут разочарованы. Потому что первым вопросом, вставшим перед нами будет вышеизложенный: "С чего начинается иллюзия?". Незнающий начнёт ворчать и ругаться, дескать "как можно называть иллюзией и пустотой такой с любовью собранный образ?", знающий, конечно же, промолчит, а не спровоцированный моими словоплетениями просто будет ожидать развития сюжета, который под конец повествования, как мне кажется, полностью превратится в психоделическую Алису Нового Времени.

  Иллюзия начинается с готовности человека поверить в чудо. С его бессознательного принятия чуда. И тогда, углубляясь в новое понятие, мы снова разделимся на два лагеря: для кого-то рождение бабочки из куколки является чудом, а для кого-то этот процесс - детально расписанный в учебниках по биологии - является просто обычным законом природы у которого есть причины и следствия. Но мы сегодня попытаемся максимально смягчить удар иллюзии о земную твердь реальности и утвердим неизбежную аксиому: "Чудо случается только для тех, кто верит в него". Или не знает технологии его создания.

  И первые примеры рождения чудес из разряда нашей сегодняшней типологии, несомненно различные игровые приставки, создающие определённую виртуальную пелену на глазах игрока. Как проще можно объяснить эффект присутствия в игре? Для того, кто смотрит на играющего человека, сам этот процесс непонятен и ненормален - сидеть и пялиться в монитор часами, а то и сутками - что может быть более безумным занятием? Но когда вы занимаете место игрока - вы понимаете, что мир, в который вас приглашают - реальный. Хоть ножом меня режьте - РЕАЛЬНЫЙ! Но те, кто не может это понять - не поверят ни мне, ни тысячам других очевидцев. Хотя это будет не так уж важно - процесс виртуализации уже запущен. И остановить его невозможно. Так книги входили в жизнь человека. Так в жизнь человека входил кинематограф. И всегда были злобные ретрограды - оставим их злобу для них самих. Потому что невозможно кого-то разозлить. Можно только разозлиТЬСЯ. А это, как вы понимаете - две разные вещи.

  Итак, виртуализация - закономерный необратимый процесс. Сперва всё это выглядит как световые частицы, обращённые к сетчатке глаза непосредственного "участника событий". Изначально участник, как правило, рассматривался лишь один. С появлением более развитых интернет-технологий, количество участников одной большой истории могло варьироваться - от нескольких человек, до нескольких тысяч человек. Я имею ввиду, конечно же, он-лайн игры, в которых выстраивалась уже не уникальная вселенная под заказ одного единственного игрока, но огромный общий мир, с тяготами и лишениями которого следовало мириться большому сообществу людей. Прописывая сюжет своего мира, игроки создавали себе кумиров и героев - могли полноценно взаимодействовать в рамках виртуальной вселенной. Это непосредственное влияние, эта социальная составляющая и была особой "фишкой" новой идеи. Мир жил внутри себя, хотя кровью в нём ещё пока что являлся игрок.

   Те из вас, кто хорошо мыслит логически - уже достроили до конца это древо развития технологии и пришли к определённым результатам. И венец этих результатов можно заключить в одной пугающей, но справедливой фразе: "Виртуальный мир начинает создавать сам себя". Созданная по образу нашей реальности, виртуальность начинает незаметно обрезать нити, которыми крепится к руке кукловода и старается самостоятельно плясать от печки - начинать развиваться с тех заданных параметров, которые имела изначально. И все эти пути изобретения игр и прочих медийных элементов - непосредственное генеалогическое древо нашей сегодняшней героини. Те самые корни, обрезав которые мы получим не распустившийся цветок, но лишь засушенную икебану. И в чём отличие? Правильно - в душе.

  Душа закладывается в предмет, когда принимающая способность предмета расширяется настолько, что в него уже верят не два или три человека, когда он покоряет людей поголовно, как информационный вирус распространяясь по мозгам и заражая собой всё больше и больше людей. Да и ходить далеко не надо - тот же икомпьютерный вирус изначально прописанный и созданный из ничего, попадая в свою "кормовую" среду, быстро находит "пастбище", а также способ копировать себя, чтобы его копии, в конечном итоге, тоже нашли свою кормушку и могли оставить после себя странное и дикое искусственное потомство. Как после этого у вас поднимется язык назвать компьютерный вирус мёртвой программой?

  Но приходит время, когда количество обрезанных ниточек становится критическим и в 2000-ых годах Барселонский университет Помпеу Фабра задаёт своим студентам историческую задачу, предложенную фирмой Yamaha. Итогом студенческой работы станет проект, который позже получит название Vokaloid, он будет посвящён созданию программы, синтезирующей человеческую речь на основе заданных ей мелодий и текстов. Полный синтез речи по правилам языка! Под этим громоздким и неловким термином скрывается способность программы воспроизводить текст по всем нормам произношения, включая соединение звуков в слова и слов во фразы. Способность к произношению текста невидимым чтецом, при использовании подобных технологий, может переплюнуть любой "говорящий" компьютерный словарь и вполне можеть быть доведена до состояния, практически неотличимого от настоящей речи - связка слов, связка фонем, переходы звуков из одного в другой - всё это может быть применено в основе программ типа Vokaloid на базе синтеза по правилам речи.

  Поначалу синтезатор пения не пользовался особым революционным спросом и существовал как "ещё одная любопытная программа", коих можно насчитать тысячи. Работа, которую провели разработчики из Yamaha, однако, была более чем кропотливой. Ещё меньше повезло японской актрисе озвучки (или попросту сейю), которая проявила просто-таки титаническое терпение. Саки Фудзита была вынуждена начитывать для новой программы не только буквы, но и всевозможные вариации слогов. Всех слогов, которые человек только может использовать в своей речи. И весь этот процесс - непосредственное зачатие девочки, которая после долгих и тяжёлых схваток родится сразу же шестнадцатилетней. Но этот уже недесткий возраст вполне соответствует затраченным на её вынашивание силам.





  И если кто-то из вас ещё не понял, а я уверен, что среди вас есть такие, то объясню популярно - за Мику не стоит исполнитель, использующий её как сценический образ, голос Мику - натурально синтезированный, а не записанный на плёнку или диск. Все песни Мику "читает" сама. Она сама принимает участие в концертах, сама учит движения, которые в последствии представляет на концерте в виде достаточно гармоничных танцев. Мику гастролирует по всему миру и имеет огромную армию поклонников, Мику не нуждается в "фанере", её вечный спутник - программа Yamaha Vokaloid. И да, для тех кто думает, что сама Мику - вокалоид, стоит сделать уточнение: Vokaloid это звуковая программа (хоть именно так и привыкли называть нашу сегодняшнюю героиню), голограмма на сцене - это голограмма. А Мику... Это Мику. И я настаиваю на этом. Но не нужно путать зрителя, поскольку мы остановились на более раннем периоде жизни нашей героини. На периоде её алхимического зачатия. И здесь сейчас могла бы следовать какая-нибудь мудрая цитата из Папюса или Кроули, как это у меня обычно бывает, но оставим бренность мертвецам - сегодня, только свежее и новое, никем доселе не анализируемое, продукт уникальный в своей новизне. И как гомункул выращивается в реторте, в заботливых руках, не без участия Творящего Семени создателей этого виртуального чуда, понемногу оживает программа Vokaloid.

  И если в декабре 2011-го, когда я впервые писал о Мику, был смысл доказывать читателям её реальность, то теперь даже смысла такого нет, а сам термин "пустота внемлющая пустоте" не поймёт только очень далёкий от философии человек. Сама природа человеческого бытия - пустота. И я вам даже докажу это - вам, счастливчикам, которые оказались здесь и сейчас, на этой планете и в этом мире. Вы самые везучие существа, которым посчастливилось родиться людьми именно здесь, именно сейчас. А где ещё вы могли бы это сделать, если бесконечный космос (даже принимая во внимание возможную жизнь в его глубинах), чудовищно мёртв и пуст? И как мы уже говорили с вами в статье по одноимённой игре - если Бог есть и он мёртв, то всё, что вращается вокруг светил и друг друга - вся эта космическая лихорадка - неконтролируемое действие, в которое мы оказались втянуты лишь благодаря случаю. Если же Бог жив и невредим, это не является регулирующим ваше рождение фактором - не может божий светоч свалиться на отдельно взятый сперматозоид. Вся ваша жизнь - трудная игра в самый великий дар, а основа ваша - атомы и молекулы. Проще говоря - мельчайшие частицы. И если брать в рассчёт теорию о существовании предмета в поле нашей видимости (а её абсурдность может быть опущена в подобных условиях), то всё, наблюдаемое нами вокруг - результат нашей фиксации взгляда. И если мы с вами будем говорить о мозге, то он обрабатывает и запоминает лишь ту информацию, которую когда-то запечатлел в картинке или звуке. А рано или поздно, каждый человек, как регулярно маячащая перед нашими глазами иллюзия растворяется в каких-то странных непостижимых мирах. И то, что когда-то было плотным и телесным, превращается в энергию, как квант, переходящий из состояния частицы в состояние волны. Эта изменчивая "частица" и есть разум человеческий, некий сверхпилот, ведущий свой скафандр тела в чуждом ему мире постоянного галлюциногенного подключения, ценой развенчания которого может стать только смерть.

  И именно потому человек - потенциальная пустота. В этом нет ничего оскорбительного или унизительного. Все мы рано или поздно отправимся в сферы, откуда нас будет уже не извлечь, а пока - пока мы сами вольны создавать свои иллюзии и фантазии, раскрашивая их всеми цветами радуги. Мы, как Существо Творящее, имеем полное право наслаждаться иллюзией, наслаждаться плодом своего собственного труда. И в этом нет ничего зазорного.

  Рассматривать последующую историю программы вокалоид, чтобы не отвлечься от основного повествования, имеет смысл только до того момента, пока разработкой образа и продвижением программы не занялся сайт Niсo Nico Douga. Сайт создавал клипы на многие песни, которые были "исполнены" вокалоидом. На одном из этих клипов присутствовало комичное изображение девушки с луком-пореем в руках. Это был клип на "Ievan Polkka" и в нём многие пользователи Интернета впервые увидели образ Мику Хацунэ - девушки, чьё имя переводится как "первый звук будущего". Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что Мику была всего лишь первым УДАЧНЫМ вокалоидом (до неё свет увидела некая Sweet Ann).

  Пришедшийся по нраву пользователям медиаконтент вовремя заметили создатели Мику. С тех пор востребованный образ девочки с бирюзовыми косами стал мелькать везде - в манге, в клипах, в хентае. Многие девочки, глядя на шестнадцатилетнюю Мику пытались подражать ей, что породило в Японии настоящую хацунэманию.

  Но так ли всё легко, как кажется? Отдать свой голос, подарить образ и... человек создан? Да-да, именно человек. Но об этом немного позже.

  Голос Мику устроен по особой хитрой технологии - вложенные в его базу знания не только присутствуют в ней, объединяя в определённые моменты нужные слоги и производят на свет звук - многое зависит от музыки. Это очень сложно объяснить, но в голосе вокалоида можно проследить не только начитку текста, но и изменение интонации, изменение вибрато и высоты нот. В этом преимущество Мику над всё той же Саки Фудзитой, подарившей свои знания юной звезде большой сцены - Хацуне может брать ноты выше чем её "учительница".

  Постепенно программа, изначально планировавшаяся как обычный, пусть и оригинальный, товар, стала народным достоянием. Была выпущена программа Miku Miku Dance, приспособленная для создания 3D-анимации. К ней, естественно прилагались 3D-модели Мику и всех существующих на то время вокалоидов. Но всё это сопутствующее программное обеспечение пока лишь подготавливало главное событие в жизни нашей героини, произошедшее 22 августа 2009 года - первый концерт Мику и её коллег, прошедший на самой настоящей сцене. К этому моменту Мику уже сотрудничает с группой "Supercell", образовавшейся с одной единственной целью - помочь юной звезде покорить Олимп музыкальной сцены. И как же интересно наблюдать всё во времени... Когда я первый раз работал с Мику, она успела дать 7 концертов - казалось, что это так много для такой удивительно сложной девушки, как она. И вот на дворе 2014-ый год и мы уже говорим о 15-ти полноценных выступлениях. Выступлениях, на которых зрители могут в живую увидеть своего кумира - как всегда бодрого и заводного. И если вы посмотрите первый концерт и то, что было сделано потом - вы заметите довольно яркие различия, которые в очередной раз докажут, что Мику - не просто товар, что она живая и что о ней заботятся. Но о вопросе жизни - немного позже.







  В мае 2010-го года, японский зонд "Рассвет" будет запущен в космос с конечной целью достигнуть Венеры. На борту зонда будет распологаться информация, которая могла бы характеризовать землян - своеобразный набор достижений искусств и технологий нашей расы. Среди прочей информации, на борту зонда, который, к сожалению, промахнётся мимо цели, будет несколько алюминиевых пластин с изображением нашей сегодняшней героини.

  Долго занимавшая первые места самых различных чартов, Мику в последнее время начала переживать небольшую конкуренцию со стороны людей, однако её связи слишком широки и уже в конце 2012-го года японский композитор Исао Томита предложит Мику выступление с филармоническим оркестром, отчего юная звезда отказаться не сможет. Специально для Мику, Исао напишет ни много ни мало, но целую симфонию. Концерт юной звезды будет транслироваться в Интернет, поэтому тем, кто не купил билеты в филармонию будет не о чем беспокоиться. Сцена во время этого выступления состояла из двух ярусов - голограмма Мику была расположена на втором ярусе, на высоте органных труб, в распоряжении маэстро Томиты были три хора - мужской, женский и детский, а также 6 частей написанной им чудесной симфонии. Далее театральные похождения молодой дивы продолжились уже в Париже - специально для неё была написана опера "The End", речь в которой велась о таких философских категориях как жизнь и смерть. Зал Шатле, рассчитанный на 2500 мест в тот день, как и ожидалось, был заполнен полностью.  И если вы хотите от Мику чего-то более возвышенного, то выше только звёзды! Ах да, к звёздам она уже летала, если вы забыли.

 Вернувшись к нашему сегодняшнему эпиграфу и прогулявшись по территории общей для Тима Лири и Мику Хацунэ, стоит задасться вопросом - чем современный человек отличается от подобного медийного продукта? И да, я абсолютно согласен - я умею быть мастером идиотского вопроса. Но если вас он может чем-то оскорблять или неустраивать, давайте, становитесь мастерами дурацкого ответа, ведь я не просто требую его - он принципиален. И не только для меня - можете поверить. Для вас в первую очередь.

  Когда гомункул выходит из реторты, когда Франкенштейн открывает глаза, когда Мику Хацунэ улыбается в зал своей более чем милой улыбкой - разве это не повторение акта божественного творения? Разве все те силы, которые вкладывались в развитие проекта создания вокалоидов - не акт исключительного в своей основе зачатия? Творчество - любое творчество - это рождение чего-либо. Магия - да, это трансляция, сложная и достаточно накладная. А творчество имеет немного другую природу. Творчество - это синтез, это процесс, когда своего ребёнка вынашиваешь ты сам. Если хотите принципиальную разницу - маг является отцом, который транслирует своё детище, а в процессе создания произведения, либо гомункула, непосредственный его создатель скорее является матерью. И, вынашивая в себе плод длительных планов и задумок, ты кормишь его собой. Отдаёшь ему голос, создаёшь его тело, образ и характер. Так чем Мику отличается от нас - насквозь пронизанных иглами чужих мнений и взглядов обывателей эпохи цифрового потребления?

  И предсказание Лири исполнилось - хотите вы этого или нет. Люди, поголовно оцифрованные и лишённые какой-либо зрительной самостоятельности вынуждены видеть то, что им показывают, а стало быть - забивать мозг тем, что требуется определённым спонсорам. Выйдя на улицы своих городов вы заметите везде рекламу и множество ярких вывесок - не каждый сможет вырваться из их объятий, пока ему не укажут на то, что этот странный контент насильно диктуется в мозг казалось бы ненавязчивыми афишами и растяжками. Мы вынуждены читать по кем-то заранее написанным нотам. И лишь немногие их нас собьются с такта, обратив внимание на растущие вокруг деревья, на игру котят в траве (если таковая ещё осталась рядом с вашим домом). Всё - для функциональности, всё - для покупательной способности. И помните ли вы вообще свои улицы без этих бесконечных растяжек и реклам, которые уже давно поселились в ваших головах? Или вы родились уже в другое время, время масс-медиа? Во время, когда чистых и пусты стен УЖЕ не было? После всего этого - о какой свободе может идти речь? О каком разумном решении? И если вы хотели мне сейчас сказать: "Я свободен, а она читает по нотам", не изменилась ли ваша точка зрения после всего вышеизложенного?

  Так поприветствуем же нашу юную героиню, которая четыре дня назад собрала в Лос-Анджелесе Miku Expo 2014 где в команде о своими "коллегами" исполнила 30 песен, включая три на английском языке. В следующем году организаторы концерта обещали зрителям ещё более интересное представление с ещё большим аншлагом, переоценить который - сложная задача. И вот вам движение технологий вперёд. То зеркало, которое даёт возможность Пустоте исследовать Пустоту. Но в отличии от прочих ярких вывесок и плакатов - Мику не агрессивное, а скорее творческое создание. Абсолютный исполнитель с абсолютным слухом. Первый звук будущего, который вы можете услышать уже сегодня.