Тебя не существует. И меня тоже. Нет будущего, нет времени, и нас тоже нет.
Есть только девятилетний  мальчик, который бежит за поездом и тянет руку.
И уже вам решать, тянуть ли свою руку в ответ.

 


Сегодня, мои уважаемые читатели, мы вместе с вами бросимся в омут возможностей, предопределённости и того, что можно назвать основами multiple personality. И определение это из формы патологии уже переходит в форму некой осознанности и ответственности. Multiple personality - это форма ответственности. Ответственности не только за свои поступки, но и за реакцию на поступки других. И сколько волнений, слёз и радости не предстаёт перед тем, кто видит мир, как совокупность спутанных, сплетённых в одно нитей, столько раз обладающий этим даром не перестаёт удивляться разнообразию жизни. Предательства, смерти, любви, закона, веры - всего этого не существует без наблюдателя. А наблюдатель зачастую бывает искушён. Он же целостная личность. Он же лучше знает куда, как и зачем ему следует идти. И таким образом он порождает Игру, в которой выполняет определённые функции, прописанный на некой шахматной доске как важная, несомненно важная, фигура! Только сразу же стоит уточнить, что в конце партии и пешка и король падают в один и тот же ящик. И то, что фигура высшего ранга делает ходы отличные от рядовых фигур - не значит, что она важнее их в этой огромной непостижимой Игре. Она также выполняет функции. Она также разнообразит мир. И каждая пешка, которая может быть более ловкой и более сообразительной в своих движениях, может обыграть и поставить мат этому титану, считающему себя управителем свой стороны доски.

До определённого уровня развития человечества, постепенно твердеющего и пускающего корни на шахматной доске, изучающего Правила Игры и соблюдающего ритуалы, а также некий эскиз социальной лестницы, multiple personality как явление было несомненным отклонением. Его деструктивное, разрушительное начало мешало создавать цельную систему. Но теперь, когда книга с правилами находится на руках каждого из нас, подобное дополнение к личности становится необходимым. Становится важным умение реагировать на происходящее не как на занесённый над головой топор. Становится важным процесс понимания того, что любая форма и любая схема, которая создаётся игроками и проявляется в качестве зеркального отражения на большой шахматной доске мира, допустима. Допустимо всё. Безумие. Грязь. Предательство. Ибо это часть правил. Это - часть ритуала. И от соблюдения этого ритуала действительно зависит жизнь многих миллионов людей. Важно лишь перекроить точку зрения и понять по каким Правилам развивается Игра. И что Игра эта необходима социуму. Что без неё всё исчерпается в Пустоту. И тот кто выиграет будет обречён обрушить Мир в первозданный Хаос, из которого снова придётся творить новые Правила. Впрочем, сегодня немного не об этом. Господин Никто в "Лабиринтах".

 

Многие читатели не понимают, зачем ворошить теории. Зачем нужно запираться в собственной Касталии и откуда-то сверху потрясать своими домыслами или изысканиями. Но на самом деле даже в статьях не относящихся к реальным биографиям можно поднять очень важные, жизненно важные вопросы, от которых никому из нас не деться. Сайлас Лэмб, персонажи комиксов и сериалов, персонажи треклятого грязного и отвратительного "Зелёного слоника", которого я до сих пор редко афиширую исключительно ориентируясь на некий "вкус аудитории" - всё это важные и нужные грани огромного кристального ромба, на которых так или иначе, но свет сошёлся клином. Мы говорим о реальности. Мы говорим о том, что может реально работать. И даже если вы поняли, как много вокруг всего, но отрицаете определённые стороны реальности, как неприемлемые, значит вы абсолютно ничего не поняли. И как первородный человеческий организм трансформируется во множество всех этих образов? Ведь он впитывает, вбирает. И свет ярким лучом рано или поздно начинает бить ярче и сильнее лишь из одной подобной грани. И если вы уверены, что никогда не смогли бы быть такими же мрачными, такими же позитивными или такими же сумасшедшими, значит где-то мимо вас проскользнул этот механизм. Просветление прекрасно. Прекрасен путь к нему. Но это тоже всего лишь форма видения. И пусть на меня сейчас начнут скидывать помои те, кто находится на этом пути, но я уверяю вас - просветление зачастую равно разложению в своих векторах, приложенных силах и творческих безуминках. Ведь, как сказал один известный персонаж "возможно саморазрушение гораздо важнее". И если бы в его словах не было ни капли истины, эта фраза, известная абсолютно всем, уже давно бы растворилась в тоннах макулатурной литературы и десятках кинематографических отбросов.

История нашего героя начинается с умирания и неумолимо стремится к собственному взрослению, окунаясь с первых же минут в фазу рождения и разрастания в стороны. Красивое эффектное древо, подобное древу жизни нашего сегодняшнего персонажа может проклюнуться у любого из вас, если вы отбросите тягость повседневных забот и бытовой образ мышления.

Дело в том, что перед рождением ангелы прикладывают к нашей верхней губе свой перст, гарантируя этим сознание, которое способно воспринять жизнь как длинную цепочку событий, не имеющих перекрёстков и вариантов развития. И именно поэтому каждый из нас проживает только одну жизнь, память о которой и запечатлеется в сознании и разуме. Именно поэтому каждый из нас, приземлённый и наделённый таким сложным набором мозговых шестерёнок и не пробует задуматься о том, что могло бы случиться, если бы мы в определённый момент опоздали на поезд или по пути на работу сократили бы маршрут, пройдя несколько кварталов через совершенно незнакомые нам дворы. И это снова очень серьёзный вопрос, воплотить который на практике смог бы только наш сегодняшний гость. И все потому, что ангелы просмотрели его. Это сделало жизнь Немо не только увлекательной, но и достаточно трудной как для личного проживания, так и для нашего линейного понимания. Впрочем, обо всём по порядку.

Жизнь человеческая скроена таким образом, что пока мы не сделали выбор - мы способны на всё. И вот, в лучших традициях Макса Фрая, мы уже открываем эту дверь, и заглядывая в своё подсознание, прекрасно понимаем, что все наши несбывшиеся жизни за нас уже проживает наш двойник. И на очередном перекрёстке судьбы, в отличии от всех остальных людей мы, вместе с нашим героем уже видим это продолжение его жизни, в зависимости от сделанного выбора. И в этот момент возникает многоплоскостная игра реальности. Это очень трудно понять и ещё труднее пережить - множество жизней в одной. Но умение заглянуть на несколько шагов вперёд превратило бы нас в существ, которые практически не ошибаются. Да и ошибка как таковая - придуманное понятие. Ведь то, что одни считают ошибкой, другие считают лучшим вариантом для развития собственной жизни. И отсюда возникает множество человеческих конфликтов - конфликт точек зрения, религиозные, политические и социальные разногласия и стычки. Ведь кто-то хочет жить, спокойно попивая пиво на диване, а иной - путешествуя по планете и комплектуя свой багаж множеством впечатлений, которые он почерпнёт в бесконечных своих странствиях с узелком за плечами. Конфликт подобных мнений - основная движущая сила нашей жизни. И не будь конфликта - не было бы развития идей и теорий. Многие из вас могут знать этот анекдот, более похожий на притчу, в котором богач, идущий вдоль берега уже встречает на своём пути бедняка, опёршегося на свою дряхлую лодчонку и дремлющего под жарким солнцем. И богач задал лишь один вопрос: "Почему ты не ловишь рыбу, чтобы заработать больше денег?". Рыбак смотрит на него внимательно и спрашивает: "А зачем?" Богач удивлён: "Ну как же зачем, ты мог бы наловить много рыбы и продать её. Нанять ещё несколько лодок, чтобы ловить ещё больше рыбы". И вопрос рыбака неизменен. Услышав это богач взрывается: "Но ведь имея много денег и много лодок ты смог бы отдыхать и заниматься тем, чем ты хочешь." Рыбак, лукаво улыбнувшись отвечает: "И чем я по-твоему сейчас занимаюсь?" И представить этот конфликт легко, согласитесь. И ещё легче понять обоих этих персонажей. Сложнее представить, что именно ты можешь прожить жизни их обоих одновременно. Стоит лишь развалиться на несколько частей и сделать в определённый момент те выборы, которые сделали однажды они - рождённые в разные дни и в разные годы, но появившиеся на свет с одинаковым запасом потенциала. Как сказал великий Буковски: "Потенциал ни хрена не значит, значение имеет только то, что вы сделали. У любого ребёнка гораздо больше потенциала, чем у меня". И потому наш герой мог бы научить человечество многому - например не вписываться в рамки конфликтов, которые уже не приведут к определённым подвижкам в собственной жизни. И вовлечение в происходящие вокруг события - всего лишь форма непонимания себя как такового. Непонимание того, что в жизни ты мог бы оказаться и на месте своего оппонента. Но если реальность объективно показывает, что твой оппонент играет в свои споры/скандалы/интриги на других уровнях, то просто не стоит вовлекаться в них. Просто стоит выйти из кругов, в которые затягивают тебя и понять, что истерики, слёзы и ненависть, направленные на вас по причине вашего мотивирующего "нехорошего" поступка зачастую не имеют ничего общего с тем, что присутствует у вас внутри. И если вы были честны, то любая стена непонимания - это всего лишь иллюзия. Иллюзия, которую создал смотрящий на вас. Стало быть, его борьба с ветряными мельницами - всего лишь его борьба. И действовать в ответ - значит принять на себя роль мельницы которой не существует в принципе. Принять его правила, которые он (возможно и неосознанно) пытается проецировать на вас под видом этой самой огромной проблемы в общении или совместном быту. Материализовать эту стену и принять для себя роль агрессора, роль обидчика, роль непонимающего друга или супруга.

"В жизни наступает момент, когда всё вокруг кажется тесным. Все решения приняты. Остается только плестись дальше. Я знаю себя, как свои пять пальцев. Могу предсказать любую свою реакцию. Моя жизнь застыла в цементе, вся в ремнях и подушках безопасности. Я сделал всё, чтобы дойти до этой точки — а теперь, когда дошёл, мне до одури скучно. Самое трудное — понять, жив ли я ещё."

И если мы с вами уж заговорили сегодня о биографии нашего персонажа, то стоит отметить, что каждая из наших жизней может быть его биографией. Как можно расписать бесконечное множество вариантов? И просто представьте, что это не он, а вы можете проживать жизни определённого подбора случайных людей одновременно. И жизни эти различаются по длине и качеству, по количеству отданного и полученного счастья, по стилю одежды, по уровню финансовой успешности. И вот вы уже бредёте вдоль берега какого-то океана и видите перед собой утлую лодчонку, опершись на которую отдыхает старый рыбак. Когда он поднимает на вас свою голову с немым вопросом на устах, вас внезапно простреливает электрический разряд. В его глазах вы улавливаете нечто такое, что родственно вам. Его иссушенное лицо, уголки рта. Осознание просто падает на вас сверху тяжёлым потоком воды, и вы поспешно удаляетесь, оставив потенциального собеседника в недоумении... Уметь видеть в окружающих себя, уметь пользоваться правилом зеркала - действительно очень важно и очень нужно.

И вот лица перед вами мелькают словно на ускоренной киноленте: знакомые и неизвестные, злые и радостные, несчастные и раздосадованные. И в каждом из этих лиц - вы. И это не метафора, не иносказание и не глубинный посыл. Это очевидный факт понятный каждому, кто читает включив свой мозг и настроив его на нашу волну. И множество личностей, которые могут различаться взглядами на секс, мир, религию, отношения полов, в конце-то концов - это ваши личности. И в определённый момент, пройдя по определённым судьботочкам, вы могли достигнуть результата, который видите сейчас перед собой в облике другого человека. Ведь все мы рождаемся одинаковыми. И потенциал внутри нас вьётся безумной змеёй, ищущей выход (через верхнюю чакру, как полагается), чтобы осенить своего обладателя именно ему свойственным символом жизни, нарисовать карту его скитаний, подобной которой уже не будет никогда. И личность строится из поступков: побед и ошибок, смены знамён, революций и тотальной поддержки большинства. Речь сейчас идёт не о каких-то полумифических героях и персонажах, с которыми мы общаемся в каждой подобной статье, но о каждом человеке, выдернутом за шкирку из толпы и препарированном на нашем научном психологическом симпозиуме.

"В жизни наступает момент, когда всё вокруг кажется тесным. Все решения приняты. Остается только плестись дальше. Я знаю себя, как свои пять пальцев. Могу предсказать любую свою реакцию. Моя жизнь застыла в цементе, вся в ремнях и подушках безопасности. Я сделал всё, чтобы дойти до этой точки — а теперь, когда дошёл, мне до одури скучно. Самое трудное — понять, жив ли я ещё."

Жизнь каждого из нас прописана по определённому плану. И свобода в ней - всего лишь свобода выбора одного из нескольких вариантов. Мы зажаты рамками общества и не можем с этим ничего поделать. Каждый последующий поступок - важнее предыдущего и, более того, комплектуется из опыта предыдущих. Слишком сложно соскочить с проторенного пути и наше прошлое стопроцентно определяет наше будущее. В подобном рассмотрении сложно сказать существует ли путь свободы, который каждый из нас принимает для себя как некую иллюзию независимости одного от другого. Свобода человека - это не свобода летящей птицы, которую мы тоже трактуем из рук вон неправильно. Свобода человека - свобода проявления и создания собственной личности. И даже те, кто не уверен, что проживает жизнь так как хочет, комплектуют себя определёнными поступками. Так формируется личность, которая не всегда нас устраивает. И это неудобную и отягощающую нас личность вполне можно назвать маской. Потому что любой путь, который не несёт в себе точного и уверенно сформулированного вашего желания вполне можно назвать маской. Маска - это тот образ, под которым скрываемся мы сами. Скрываемся от общества, самих себя или неких иллюзорных проблем. И когда на вашу личность, проживающую жизнь не так, как вы хотите, накладывается образ, который вы принимаете якобы для освобождения, первая маска становится субмаской. И субмаска эта может понимать, что она исправляет некоторые свои косяки. В этом проблема определённых практик, которые заставляют (или помогают) нам освободиться от наносного. И, стерев бытовые роли, мы зачастую так и остаёмся сидеть в рамках своей субмаски, сняв которую, могли бы попробовать стать ещё свободнее. К сожалению человек привык считать, что личность на что-то опирается, что она несёт в себе какую-то основу. Но основы нет. Посмотрите на актёра в театре. Перед нами выступает не пустота, но определённая маска актёра, нацепившая на себя маску соответственно своей текущей роли. И эта маска непосредственного актёра тоже может нести в себе комплект проблем и комплексов, присущих только ему. Этот принцип луковицы освобождается только тогда, когда человек ощущает себя как пустоту, приходит к тому, что основ не просто не должно быть, но и просто нет. И даже в этом случае он добился своих чудесных результатов в следствии некогда принятых решений снять один слой, потом второй. И где же ваша хвалёная свобода, когда даже освобождение - детально спланированный и реализованный акт.

И вот вам большой и интересный эксперимент - сможете ли вы, оторвавшись от вашего телефона или компьютера, дочитав этот текст до конца или уже остановившись здесь, увидеть в другом свой нереализованный потенциал. И я обещаю вам, что в случае удачного исхода эксперимента в вас погаснет всё желание спорить и постигать некий конфликт, вовлекаясь в него или создавая его самостоятельно. Потому что вы просто поймёте, что окружающие вас люди - ваши зеркальные проекции, которые некогда были вам симпатичны или нужны для большой драки в попытке самореализации.

"В жизни наступает момент, когда всё вокруг кажется тесным. Все решения приняты. Остается только плестись дальше. Я знаю себя, как свои пять пальцев. Могу предсказать любую свою реакцию. Моя жизнь застыла в цементе, вся в ремнях и подушках безопасности. Я сделал всё, чтобы дойти до этой точки — а теперь, когда дошёл, мне до одури скучно. Самое трудное — понять, жив ли я ещё."

Сегодня у нас в гостях персонаж, которого нет. Который разрозненно заброшен внутри каждого из нас и тугим жгутом связывает такие разные и такие похожие жизни, прокладывая необходимый мостик понимания от человека к человеку, от человека к персонажу, от человека к транскультурному явлению. И именно он мог бы манифестировать всё, что выражают собой "Лабиринты": бесконечную миражирующую игру и такую уникальную похожесть абсолютно разных людей, их связь, их живую цепь, в которой взявшись за руки уже стоят рядом и Лама Оле, и Эдвард Гейн, и Дэвид Линч, и многие-многие другие. Эта цепочка неразрывна. И каждый чем-то похож на предыдущего, хоть и выражает исключительно собственную грань реальности. Эта цепь замыкается в кольцо, потому что форма кольца - объективная форма существования человечества и его культуры в целом. Потому что энергия потенциала и реализации - это преемственная энергия, которая словно ток бежит от одних рук к другим. И если бы Эдвард Гейн не прославился своими зверствами и убийствами, Хичкок остался бы без своего гениального "Психо". Если бы Гессе не выдернул из человечества игровую основу и не выставил бы её на всеобщее обозрение, его "Степной волк" никогда бы (я абсолютно уверен) не дал реализоваться "Бойцовскому клубу" Паланика. Просто прочитайте оба этих произведения и сличите. И взаимная преемственность подобных даров - величайший дар и величайшая задача человека. Ведь если рано или поздно круг разомкнётся, то вполне возможно, что из него выпадут несколько важных, очень важных звеньев! И тот, кто сознательно отрицает своё участие в этом транскультурном хороводе - самый большой невежда из всех. Ведь человек не может укомплектоваться с нуля. Внутри наших глаз осколки мира. Просмотренные фильмы, прочитанные книги. Пикассо, Уэйтс, Летов, Макс Фрай не где-то снаружи, а уже внутри нашей головы. И все мы связаны одной нитью, все несём в себе потенциал возможностей персонажа, способного на комплектацию жизни любыми событиями. Невежество заключается в осознании потенциала своего мозга и пустой растрате его. Невежество заключается в отказе думать, комплектовать и задавать вопросы. И на каждый ваш ответ, будет задан вопрос, не сомневайтесь в этом. Критическое отношение к происходящему рождает человека думающего. Думающий человек всегда задаёт вопросы и укомплектовывает точку зрения. И внутри своего собеседника или любого встречного прохожего видит схожие частички - частички себя. Это всё те же любимые книги и фильмы. Или, на худой конец, телешоу в прайм-тайм. Именно поэтому моему читателю, нашему сегодняшнему третьему наблюдателю, более близки одни истории "Лабиринтов" и менее понятны, либо абсолютно чужды другие. Все мы - огромные мешки с разрозненными кусочками культурных явлений. И каждый из нас видит в собеседнике знакомый рисунок, который может дополнить собственными частями одной большой мозаики. Так работает культура, так работает человеческая обратная связь, так нити реальностей и жизней каждого из нас переплетаются в одно большое полотно. И без нитей этих мы бы просто не находили способов для знакомства и общения. Впрочем, сидят они у нас в крови. Так что нечего опасаться. И картина социума, который мы имеем сегодня, была прописана намного глубже, чем многие из нас могли бы подумать - была прописана на подкорке. Ведь коммуникации с другими людьми - это то, без чего мы не можем обойтись. И что не смогут окончательно отвязать от себя даже отшельники, живущие на вершине скалы. Впрочем... не создают ли эти отшельники свои линии коммуникаций внутри просветлённых сознаний друг друга? Некий нейрологический Интернет.

И если обращаться к нашему герою, возвращаться к его жизни и судьбе, которой просто не существует, можно понять одно - мы можем быть кем угодно из встречающихся нам на пути людей. Единство личностей нерушимо. Связи никогда не порвутся, но будут лишь укрепляться, пока человек не бросит всё и не убежит в набедренной повязке в леса, общаясь лишь с дикими животными. Но штука в том, что тогда он начнёт рождать собственную мифологию, которая тоже будет являться культурным элементом. И, как не крути, все мы взаимосвязаны и взаимозависимы. И реакция общественного сознания отзывается на малейшее волнение в любой его части. Безответных реакций, как и поступков, не бывает. Потому что всё более чем хитро переплетено.

И дело в том, что даже при отсутствии определённой жизненной линии, которая волей талантливого режиссёра раскололась на множество жизней и реальностей - смерть наступает. И смерть наступит для каждого из нас. Рано или поздно она поглотит физическую оболочку и человек, распотрошённый в пустоту исчезнет. В подобных условиях осознания собственной конечности всё вышеперечисленное только и имеет смысл. Имеет смысл выбрать один единственный путь. И никому, конечно же никому, не предоставится возможности одновременно прожить все судьбокрестики в одной единственной шкуре. Потому для кого-то всё изложенное выше может стать всего лишь теорией, но теория эта даёт великий механизм, серьёзное понимание того, как работает система, воплощение многоликости которой в жизни - задача невозможная в рамках одного единственного тела. Но понимание это приводит к определённого сорта частичному освобождению от автоматизма изматывающего и мучающего нас на протяжении всей нашей жизни. Ведь однажды тихим осенним вечером вы всё равно останетесь лишь с собой любимым. И запылившиеся шестерёнки устанут существовать в рамках единственного образа, который всю вашу жизнь работал абсолютно не принимая в расчёт происходящее вокруг, не осознавая, что конец близок, а вы так и не успели совершить нужный поворот, в определённый момент жизни побоялись или не посмели совершить то, что совершить так хотелось, откладывая самое важное на долгую полку в надежде на то, что возможность вернётся. И шанс повторить определённый поступок, принять нужное и верное решение - повторится. Будьте уверены в том, что шансы не повторяются. И обстоятельства не повторяются. И жизнь - одна драгоценная и такая неповторимая - уже никогда не повторится. И с чем вы останетесь тогда, когда поймёте, что необходимость совершать определённые поступки навсегда заблокировала для вас двери вашего персонального счастья, вашей персональной реальности, от которой вы делали мелкие шаги и которая теперь абсолютно недоступна вам? И как вы будете чувствовать себя теперь, Господин Никто?..