Москва, Старопетровский проезд, 7А стр6 офис 407
+7 495 740 9778

Такая ненаучная психология

Опубликовано 25.09.2016

 

Эта статья о том, почему так неудачны попытки сделать из психологии науку, т.е. применить к субъективной реальности критерии взаимодействия с реальностью объективной. Текст писался в качестве ответа в живом разговоре, что принесло ему некую разговорную, игривую специфику, которую убрать не поднимается рука. Далее — по теме.

Обратите внимание — существует масса психологических школ, которые помогают. Психоанализ помогает, гештальт-терапия, НЛП, психодрама, тысячи их — помогают. Иначе бы они не вошли в культуру и мы даже не знали бы их названий. Помогают — так говорят клиенты. Даже астрология помогает. И даже нумерология. Хотя лично я не принимаю ни ту, ни эту. И все адепты этих психологических школ отчаянно спорят друг с другом, пытаясь свои методы превознести, а чужие принизить, обвинить в шарлатанстве. Всё это дополняется тем, что каждый (!) метод может похвастаться успешными результатами, т.е. людьми, всерьёз утверждающими, что им помог Именно Этот Метод. Мы можем сомневаться в глубине и качестве «помощи», но вряд ли стоит сомневаться в искренности подобных отзывов.

Почему так? Постараюсь дать свою версию объяснения этому явлению. Механизм психологической помощи вне зависимости от используемых моделей мне видится так:

1. Дифференциация.

2. Реструктуризация.

3. Интеграция.

Приходит человек, клиент, к терапевту с «безвыходной», эмоционально сложной и тяжёлой  «кашей» в голове. Её сначала нужно (1) разложить по полочкам. Хоть по Фрейду, хоть на стрельцы и девы раками. Это создаёт первое субъективное ощущение, что эмоциональная каша хоть как-то контролируется. Потом (2) невесть откуда взявшиеся элементы каши ВНЕЗАПНО меняются местами, ранжируются, иначе расставляются (привет Хеллингеру). Это приводит клиента в восторг — я могу изменить себя!!! Итоговая (3) фаза призвана вернуть человеку бразды правления, воссоздать его субъективную целостность, чтобы он перестал считать себя коммуникацией  Родителя, Взрослого и Ребёнка. Если интеграция не произведена, клиент вынужден возращаться к терапевту снова и снова.

Я именно так вижу процесс оказания психологической помощи с успешным результатом — клиент доволен, он «всё понял» и уверенно действует. Сначала нужно разобрать проблему на «части», потом реструктуризировать их, потом уложить итоговую структуру обратно в её новой целостности. Возьмите любую успешную школу и вы найдёте внутри эти элементы. Смысл помощи методов, которые не получили научное признание, заключается в воспроизведении этого паттерна иногда более остроумным и коротким путём, нежели это делают академические, научные подходы.

Казалось бы, эти рассуждения уравнивают методы психотерапии в их эффективности, но это не так. Я призываю вас подумать о том, что по настоящему эффективно персональное Мастерство. Вы легко найдёте примеры бестолкового, равнодушного применения признанных методов и эффективного, устойчивого результата, которого добиваются непризнанные Мастера с горящим сердцем.

Как только человек помогающей профессии начинает всерьёз релятивизировать свой метод, т.е. он начинает клиенту утверждать, что не важно, какую модель применять и никто не знает, как устроен наш «чёрный ящик» — всё оказывается бессмысленно и помощь становится невозможной. Успешны те, кто ВЕРИТ в свой МЕТОД, позволяя клиенту моделировать, выстраивать заново уверенность в своих силах.

Поэтому сомневающиеся в своих методах или в своих действиях психологи иногда не помогают, а только мучают клиентов. Существенно эффективнее и результативнее могут действовать самоуверенные зазнайки с мифическим мышлением, свято верящие в свои «ид, эго, супер-эго» или во что-то ещё, с первого взгляда распознающие в клиенте Модель и предъявляющие клиенту объяснения, т.е. сразу же вводящие его в первый терапевтический контур — дифференциацию.

В лучшем случае терапевт создаёт условия, чтобы модель для дифференциации возникла у клиента сама и была бы она уникальна и реструктуризацию провёл бы он сам и ушёл целостным по своим заслугам. Это высший пилотаж, потому что не приходится два года уроваривать клиента, что в жизни он хотель только трахнуть маму и грохнуть папу, чтобы потом, получив усвоенное чистосердечное признание, перейти к реструктуризации. Но позволив клиенту самостоятельно создавать модели внутренней реальности и реструктуризировать их, не нужно удивляться их «ненаучной» специфике и содержанию. Они суть лишь отражения, иллюзорные проекции, миражи. Зачем приписывать им свойства твёрдой внешней реальности? Внутри нет единственно правильных законов физики, нет формул любви, доверия, взрослости. Внутри мы больше похожи на произведения искусства, на музыку, нежели на эталонно структурированные системы.

Однако… Мы вынуждены создавать модели для интерпретации своих результатов. Искренне, с любопытством изучая успешные модели, а не отвергая некоторые из них за невхождение в прокрустово ложе собственных ограничений, мы нарабатываем персональное Мастерство. Мастер же не нуждается в моделях-костылях, предоставляемых новичкам для уверенности. Он играет, творит, изобретает всякий раз новую школу психотерапии для всякого нового клиента.

Собственно, я предлагаю интегрально подходить к попыткам объяснить себе и миру — почему возможна психологическая помощь. К устройству внутренней субъективной реальности не стоит подходить с мерилами реальности внешней, объективной. И наоборот. Но можно исследовать, соединять, совершенствовать эти два несмешивающихся мира посредством их внимательного и уважительного изучения.

Автор: Анатолий Баляев
Поделиться
К другим постам >>
 
Яндекс.Метрика